#создание курсов

8 ошибок при создании онлайн-курсов

На протяжении долгого времени я разрабатываю и сопровождаю онлайн-курсы, и, основываясь на собственном опыте, составила топ ошибок, которые допускаются при создании курсов. Те самые причины, по которым ученики бросают обучение, а школа не получает от них качественную обратную связь
Интернет-курсы сегодня являются не просто источником информации, которую преподают современными способами. Для хорошего образовательного продукта недостаточно просто оформить опыт и знания экспертов в письменном виде, или в формате видео-лекций. Разработчик должен досконально продумать какие трудности и вопросы могут возникнуть у участника курса, и подготовить стратегии их решения.
1. Курс не структурирован
На первый взгляд всё отлично: темы разные, а уроки чередуются. Но на деле, информация от спикеров часто повторяется, а иногда и вовсе оказывается противоречивой. Цепочка занятий не продумана логически, а курс больше похож на интернет-конференцию, у которой одна общая тема, но доклады не связаны между собой, и не дают цельного понимания предмета.

Преподаватели могут спросить у участников курса проходили ли они ту, или иную тему, потому что сами не понимают что и за чем идёт. Не допустить этой ошибки поможет чёткая логичная структура порядка занятий, и донесение её до каждого спикера
2. Цели обучения не ясны
Участники курса не понимают нужность и важность материала, перспективы его применения в будущем.

Ваши действия во избежание такой проблемы:
  • изучайте потребности вашей целевой аудитории, анализируйте вакансии, кастдев (от англ. customer development, сокращенно custdev) и рынок;
  • составьте скиллсет (набор навыков, призванный выделить человека в профессиональной среде), сделайте самые востребованные навыки и знания целями вашего обучения;
  • каждое занятие в обучении должно преследовать свою цель, она должна быть прописана или проговорена. Когда цели наглядны для студентов, они максимально мотивированы к обучению. Конечный результат осязаем и желанен.
3. Практика подбирается под теорию
Важно понимать, что взрослые приходят на обучение, в первую очередь, за навыками, а потом уже за знаниями. Поэтому необходимо выделить, какие навыки мы преподаём. И под эту базу подбирать теорию, знания, которые помогут осваивать нужные навыки.


4. Нагрузка неравномерна
Для изучения особо сложных тем, участникам ваших курсов необходимо давать больше времени, чем обычно. Это поможет избежать стресса и поспособствует лучшему усвоению материала. Рассчитывая интенсивность программы, стоит понимать, что большинство учащихся не готовы тратить на онлайн-обучение более 3-4 часов в неделю, согласно исследованиям.


5. Контент усложняется не постепенно
Не все люди мыслят одинаково, и имеют одинаковый уровень подготовки. И то, что очевидно для вас, или для эксперта-спикера, далеко не факт, что также очевидно для ваших учеников. Необходимо ставить перед ними сложные задачи, при этом не заставляя краснеть за пробелы в знаниях.
Для этого:
1.задействуйте те знания учеников, которые уже есть;
2.помогите им быть успешными уже на начальном этапе;
3.обеспечьте им чувство безопасности.

Ни один студент не хочет чувствовать себя глупым. Ощущение твёрдой почвы под ногами, даёт стимул двигаться дальше в обучении, мотивирует глубже изучать предмет. На первом этапе необходимо максимально обеспечить студента инструкциями и разъяснениями.
6. Отсутствие задач на рефлексию
Чтобы запомнить информацию, нашему мозгу необходимо пропустить её через себя несколько раз. Здесь отлично помогают задания с рефлексией, сравнением получаемых знаний с собственным пережитым опытом. Анализом того, где можно применять знания, сквозь призму прожитой жизни. Не все ученики конспектируют и фиксируют пройденный материал. Задача обучающей стороны, так выстроить процесс, чтобы человек вновь и вновь возвращался к уже полученным знаниям, анализируя их.

7. Отвлечение на соревновательный момент
Многие онлайн-школы стимулируют своих студентов с помощью рейтинга, конкурсов и, соответственно, подарков. Эти действия повышают вовлеченность, но перебор может сыграть злую шутку, отвлечь от фактических целей обучения, и убить внутреннюю мотивацию.

По опыту многих школ, те ученики, которые оказывались в хвосте рейтинга, совсем переставали учиться. А те, кто доходили до финала, волновались лишь о том, получат ли они главный приз. Именно поэтому, я рекомендую использовать такие внешние мотивационные инструменты очень аккуратно. И делать акцент, прежде всего, на внутренней мотивации. Как затронуть внутренние мотивы участников ваших курсов - тема личной консультации.


8. Инструменты обучения не подходят по формату
Согласитесь, неправильно давать проверять задания друг друга студентам, практически не контактирующим друг с другом и обучающимся в индивидуальном темпе.

Да, процесс обучения должен быть разнообразным и иметь интересные фишки. Многие креативные элементы традиционного образования можно адаптировать к онлайн-формату, если держать в голове такую цель.

Очень надеюсь, что данная статья убережет вас от ошибок, и сделает онлайн-образование у вас эффективным и востребованным.

Понравилась статья? Расскажите о ней!
Автор: Ксюша Овчинникова
Эксперт по методикам обучения и проектированию онлайн-курсов; digital-тренер; коуч ICF
Made on
Tilda